Художественная Мясницкая
№13. Доходное владение С.В. Давыдовой – Х.Д. Спиридонова, здания XVIII–начала ХХ вв.
С начала XVIII века и до 1837 года владение принадлежало дворянскому роду Салтыковых.
В 1825 году здесь открыта «Школа рисовальная в отношении к искусствам и ремеслам» (Школа технического рисования), основанная известным меценатом графом Сергеем Григорьевичем Строгановым. Он был убежден, что «рисовальное искусство» необходимо не только живописцам, но и представителям технических профессий. Сейчас эта Школа называется Московской государственной художественно-промышленной академией имени С.Г. Строганова. Будучи председателем Московского общества истории и древностей Российских, Строганов ежегодно снаряжал на свои деньги научные археологические экспедиции на юг России. Например, результатом таких раскопок в Крыму стали богатые керченские клады и «скифское золото», ныне хранящиеся в Эрмитаже.
#Ученая Мясницкая #Архитектурная Мясницкая #Художественная Мясницкая #Персоналии
№17. Меблированные комнаты “Родина”
В конце XIX в. тут размещались известные в Москве недорогие меблированные комнаты «Родина» с коридорной системой. В разное время здесь жили выдающиеся люди: скульптор А.С. Голубкина, математик Н.А. Шапошников, ученый-востоковед М.О. Аттая. Тогда такой вариант проживания был удобнее, дешевле, и очень популярен. Здесь любил останавливаться художник И. Е. Репин, а в 1884 году вообще поселился в этом доме, что было резонно: он ходил в гости к другу В. Д. Поленову, жившему также на Мясницкой, и выставлялся тут же в Училище живописи ваяния и зодчества.
#Ученая Мясницкая #Архитектурная Мясницкая #Художественная Мясницкая #Персоналии
№21. Дом Юшкова
Эта часть Мясницкой в конце XVIII века принадлежала Юшковым, в честь этой фамилии был назван соседний переулок (ныне Бобров).
В 1780 году дом переходит к генерал-поручику Ивану Ивановичу Юшкову, для которого выстроено существующее здание. В 1838 году один из залов здания арендует Московское художественное общество для размещения «Публичных классов рисования, живописи и ваяния». Одним из учредителей классов стал Александр Дмитриевич Чертков, живший на Мясницкой – ученый и страстный коллекционер книг, которые позже составили собрание Чертковской библиотеки.
В 1865 году классы были объединены с Московским дворцовым архитектурным училищем и стали называться Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
Здесь преподавали учились и жили многие выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы: Василий Григорьевич Перов, Василий Дмитриевич Поленов, Алексей Кондратьевич Саврасов, Валентин Александрович Серов, Константин Алексеевич Коровин, Исаак Ильич Левитан, Михаил Васильевич Нестеров и другие.
16 лет в доме прожила семья Пастернаков. Каждую весну в училище проводились Передвижные выставки, на одной из которых произошла знаменательная встреча художника Леонида Осиповича Пастернака (отца Бориса Пастернака) с Львом Толстым, после чего Пастернак иллюстрировал романы «Война и мир» и «Воскресение», а также писал портреты членов семьи Толстого.
После революции МУЖВЗ и Строгановское училище были объединены в Высшие художественно-технические мастерские, известные как ВХУТЕМАС. В дальнейшем вывеска на Мясницкой ещё несколько раз менялась: ВХУТЕИН, Институт изобразительных искусств. Сегодня здесь расположена Российская Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
№23. Церковь Фрола и Лавра
На месте лужайки стояла церковь Фрола и Лавра, благодаря которой Мясницкая в XVI–XVII вв. именовалась Фроловской улицей. В храме до начала ХХ века сохранялось много предметов старины, иконы XVII века, а среди росписей в интерьерах присутствовали изображения греческих философов со свитками в руках – Платона, Аристотеля и Солона. В 1900–1901 гг. ее реставрацией занимался председатель Московского архитектурного общества Константин Михайлович Быковский.
В церковном домике снимал квартиру переехавший из Петербурга в Москву в 1872 году художник Н. А. Степанов, который перевел сюда редакцию своего юмористического журнала "Будильник". Степанов, будучи отставным статским советником, увлекся карикатурой, иллюстрировал “Музыкальный альбом” для своего зятя, композитора Александра Сергеевича Даргомыжского, и совместно с поэтом В. С. Курочкиным издавал сатирический журнал «Искра».
Церковь разрушена в 1934 году.
№24. Доходные дома Строгановского училища технического рисования, арх. А.Е. Вебер (1880–1883 гг.) и Ф.О. Шехтель (1906 г.)
В XVIII веке дом принадлежит Лопухиным, а затем Строгановым. В 1830–м сюда ненадолго въехали Технологический институт, а затем Министерство финансов. В 1843 году здесь обосновалась Строгановская Рисовальная школа, которая в том же году перешла на государственное попечение, благодаря чему сюда могли поступать и талантливые дети из малообеспеченных семей. В 1872 году школа получила новое название – «Центральное Строгановское училище технического рисования». Тогда же в дворовом флигеле разместилось Реальное училище (или Реформаторское лютеранское училище) во главе с известным педагогом Иваном Ивановичем Фидлером. При училище был химический класс с лабораторией и кружок хорового пения, а также занимавший детей и взрослых уникальный аквариум. В зале училища проходили занятия первого Русского гимнастического общества — их посещали Гиляровский, Чехов и Щукин.
В 1901 году Строгановское училище получило звание Императорского, и было решено построить здесь комплекс доходных домов училища. Проект был реализован Ф. О. Шехтелем в 1905–1906 гг. В здании разместилось множество контор, магазинов и квартир для художников.
На верхнем этаже флигеля поселилось художественное училище Федора Ивановича Рерберга и Московское товарищество художников.
После революции в доме расположилось Главное управление электротехнической промышленности, где был создан «Ленинский план электрификации России», о чем гласит соответствующая мемориальная доска.