Архитектурная Мясницкая
№3. Рязанское подворье
В XV веке на территории здания находились палаты Годуновых, позднее – здания Рязанского подворья, где жили епископы, управляющие Рязанской епархией.
При Екатерине II в подворье помещалась Тайная экспедиция, где проводились следствия по разным государственным вопросам. При канцелярии были и камеры, где содержались подсудимые, в числе которых был Емельян Пугачев.
Проект дома в псевдорусском стиле был реализован в 1895 году архитектором В. Е. Сретенским, который в этом же здании служил при консистории. Им были спроектированы многие храмы столицы, в том числе Казанский собор на Красной площади.
#Книжная Мясницкая #Ученая Мясницкая #Архитектурная Мясницкая
№7 стр 2. Дом Черткова
Владение Долгоруковых, а затем Салтыковых в XVIII веке.
Следующим владельцем дома был князь Алексей Григорьевич Долгоруков, который служил воспитателем юного императора Петра II. В 1742 году домом владеет московский губернатор Николай Петрович Салтыков, затем его наследники.
В 1831 г. территорию приобретает отставной полковник Александр Дмитриевич Чертков – московский губернский предводитель дворянства, известный библиофил, который собрал ценнейшую библиотеку.
В залах главного корпуса усадьбы Чертковых, сдававшейся новой хозяйкой – Клавдией Никоновной Обидиной – в аренду, в середине 1890-х гг. заседало Московское архитектурное общество, объединявшее ведущих профессионалов московского зодчества во главе с академиком архитектуры, преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества Константином Михайловичем Быковским. Именно Быковскому принадлежит проект постройки университетского клинического городка на Девичьем Поле (Большая Царицынская, современная Большая Пироговская улица) и Зоологического музея. Быковский сам пропагандировал реставрацию старых памятников, и лично реставрировал их, в том числе Успенский собор Московского кремля. Быковский также реставрировал церковь Фрола и Лавра, что стояла на Мясницкой 23. В храме до начала ХХ века сохранялось много предметов старины, иконы XVII века, а среди росписей в интерьерах присутствовали изображения греческих философов со свитками в руках – Платона, Аристотеля и Солона.
#Книжная Мясницкая #Ученая Мясницкая #Архитектурная Мясницкая #Персоналии
№13. Доходное владение С.В. Давыдовой – Х.Д. Спиридонова, здания XVIII–начала ХХ вв.
В 1860-х особняк приобрел известный московский купец Х.Д. Спиридонов, который пожелал надстроить здание – за проект взялся архитектор Карл Васильевич Трейман надстроил до 4 этажей. Трейман в 1889 году выиграл конкурс на проект главного дома Нижегородской ярмарки, являлся архитектором “Московского страхового от огня общества”. Ему принадлежат проекты многих московских особняков, например Особняк банкира и промышленника А. Л. Кнопа на Большой Никитской улице.
В начале ХХ в. владение унаследовала его дочь – Серафима Давыдова. Давыдова решила вновь обновить здание и обратилась с просьбой к известному московскому архитектору, автору здания Хоральной синагоги, Семену Эйбушитцу. Так оно приобрело настоящий вид.
#Ученая Мясницкая #Архитектурная Мясницкая #Художественная Мясницкая #Персоналии
№6. Доходный дом Н.Д. Стахеева, арх. М.Ф. Бугровский, 1897 г. (надстройка 1986 г.)
В первой половине XVIII века по «Переписным книгам» дом числился за подполковником Иваном Петровичем Леонтьевым.
В конце 1830-х годов владение переходит к московскому купцу И. И. Ферстеру, после которого новый владелец появляется только в 1896 году. Это Николай Дмитриевич Стахеев, меценат и золотопромышленник, который стал главным подвижником творчества художника И. И. Шишкина. Стахеев заказывает строительство 11 зданий в Москве, в числе которых и дом на Мясницкой – за многие из проектов взялся архитектор Михаил Федорович Бугровский. Бугровский учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместе с Шехтелем, позднее носил титул “почетного гражданина” - одно из привелигированных «состояний» городского сословия в Российской империи. Благодаря архитектору на месте старых строений возник многоэтажный дом с квартирами и магазинами.
№8. Дом фарфора
В XVIII веке территория здания принадлежала помещикам Зыбиным, позже – князю Тюфякину и до 1825 года даже побывало женским благородным пансионом. С середины XIX века это доходный дом, и помещения сдаются в аренду.
Существующее здание построено в 1898–1903 гг. архитектором Ф.О. Шехтелем для Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий Матвея Сидоровича Кузнецова. По традиции и сейчас в здании находится магазин фарфора. Также Шехтель явился автором проекта перестройки доходных домов Строгановского училища технического рисования в 1906 году. Архитектор является главным представителем стиля модерн в предреволюционной России и в мире, также Шехтель – один из основателей Московского литературно-художественного кружка, бессменный председатель Московского архитектурного общества. Почетный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа.
№20. Доходный дом наследников купца Ананова
Владение в XVIII веке принадлежало князьям Кольцовым-Мосальским – их усадебный дом сохранился в глубине двора.
Существующее здание, выходящее на Мясницкую, построено в 1900 году архитектором Александром Васильевичем Ивановым, автором проекта гостиницы «Националь». Инициаторами перестройки стали наследники купца, сдавшие помещения в аренду. Среди арендаторов была “Главная контора инженера Александра Вениаминовича Бари” - одна из первых в России инжиниринговых компаний, где работал выдающийся инженер-архитектор Владимир Шухов, занимавшим должность технического инженера.
В середине 1920-х годов дом был передан Нефтяному синдикату СССР и надстроен двумя этажами. Перестройка происходила под руководством инженера Ивана Ивановича Регберга, архитектора и преподавателя МУЖВЗ. Архитектурный успех Рутберга простирается от строительства московской канализации и Пушкинского музея до авторства здания Центрального телеграфа на Тверской.
Сейчас в этом доме находится главный корпус НИУ ВШЭ.