• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Язык вражды, или Ожившие фобии

Лекторий Высшей школы экономики провел вторую встречу в рамках проекта «Занимательная история» из серии «Выездная редакция». В Музее ГУЛАГа лекцию «“Враги России” в эпоху Первой мировой войны глазами русских журналистов-сатириков» прочла кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН и Института российской истории РАН, научный консультант журнала «Дилетант» Татьяна Филиппова.

Карикатура – один из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над обидчиком.

Википедия

 

 

Лекторий Высшей школы экономики провел вторую встречу в рамках проекта «Занимательная история» из серии «Выездная редакция». В Музее ГУЛАГа лекцию «“Враги России” в эпоху Первой мировой войны глазами русских журналистов-сатириков» прочла кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН и Института российской истории РАН, научный консультант журнала «Дилетант» Татьяна Филиппова. .  

Каждый из нас неоднократно сталкивался в Сети с забавными картинками, которые несут обычно здоровый заряд юмора и в значительной мере отражают восприятие автором окружающего мира. Сто лет назад Интернета не было. Но были журналы бумажные: литературные, политические, научные и сатирические. Картинки эти печатались там, и точно так же, как сегодня, они отражали восприятие мира, ища комическое в трагедии. Среди авторов были лучшие представители того искусства, которое изысканно и печально назвали «искусством Серебряного века», – писатели и художники, сливки интеллигенции, гражданского общества уходящей в прошлое эпохи.

В число журнальных звезд входили, безусловно, «Сатирикон» и «Новый сатирикон» (когда старый приказал долго жить в связи с изменившейся политической обстановкой – октябрьским большевистским переворотом). Возник целый пласт сатирической, часто весьма оппозиционной, русской журналистики, литературы бытового свободомыслия и сатирического рисунка.

Серебряный век русской карикатуры, который ученому-историку никак нельзя обойти вниманием, не ограничивался, конечно, военными картинками, но именно они стали темой интереснейшей лекции, насыщенной примерами, цитатами и иллюстрациями.

Собственно говоря, насмехались над врагами все и всегда, а уж во время войны – сам бог велел. В 1812 году наш великий полководец Михаил Кутузов даже образовал в своем штабе специальную типографию – разгорелась полномасштабная карикатурная кампания. Наполеон очень обижался.

Карикатурами еще и поддерживали боевой дух, ведь когда смешно – уже не так страшно.

Забавный рисунок – отражение наших собственных фобий. Нашего страха и ненависти к врагу. Первая мировая война в этом отношении исключением не была. Она погубила три империи, забрала миллионы жизней, принесла горе десяткам миллионов – и мы смеялись? Да, причем по обеим сторонам фронта. Каждому государству определен был некий образ: например, Турция – или милая одалиска, или дряхлый старец, «больной человек Европы». Немец – традиционный тевтон-агрессор, но он же и некий культуртрегер; австриец –сгорбленный старичок, скорее смешной, чем страшный; болгарин – маленький нелепый человечек.

Карикатуры также стали отражением существующих мифологем вражды. И вновь каждому определена была своя роль. Так, Турция, «враг с Востока», делалась несамостоятельной, всего лишь орудием, штыком в руках «врагов с Запада». И в этом проскальзывала даже некоторая зависть: вот у турок-то парламент не распускают, вот у турок-то «западная модернизация» (выражаясь современным языком).

Смеялись и над собой тоже: мы-то каковы, раз все это допустили – войну, потерю завоеваний Февральской революции, Брестский мир. И в этом смехе проглядывала некоторая горечь, стыд – самокритика.

А потом война закончилась. Не стало Австро-Венгерской, Османской и Российской империй. Осталось только русское несбывшееся. И вот тогда стало страшно…

Но сохранились сатирические журналы и карикатуры в них, позволяющие нам увидеть, сравнить, заглянуть в прошлое, в будущее, в самих себя, чтобы узнать свои страхи, свои мифы, образы своих врагов.