• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Огурец и виноград

Яркие примеры из жизни приматов привела доцент кафедры организационной психологии факультета психологии НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований факультета психологии Елена Агадуллина на лекции «Нас уже много, что дальше? Когда и почему люди совершают коллективные действия», прочитанной в Культурном центре ЗИЛ в рамках проекта «Университет, открытый городу».

Представьте себе две стоящие рядом клетки с обезьянками. Обе обезьянки выполняют одинаковые действия и получают за это одинаковое вознаграждение – кусочек огурца. Вкусно, но ничего особенного. И вдруг одной из обезьянок экспериментатор дает в награду виноград! Возмущению второй обезьянки нет предела: она бурно протестует.

Еще пример. Одна из обезьянок сыта, ее только что вкусно накормили, а вторая сильно голодна. Рядом ставят стол с едой и протягивают веревки. Голодная обезьянка прекрасно понимает, что надо за эту веревку потянуть, чтобы стол подвинулся и еда приблизилась на расстояние вытянутой руки. Она тянет, но одна справиться не может. Просит сытую соседку помочь – и помощь приходит! Они тянут вместе, голодная наестся досыта, но… Сытая тоже заберет себе что-то в награду.

Оба примера взяты из лекции доцента кафедры организационной психологии факультета психологии НИУ ВШЭ, старшего научного сотрудника Лаборатории когнитивных исследований факультета психологии Елены Агадуллиной «Нас уже много, что дальше? Когда и почему люди совершают коллективные действия», прочитанной в Культурном центре ЗИЛ в рамках проекта «Университет, открытый городу».

Приведенные примеры, как и сама лекция, – не только о действиях приматов.

Почему мы протестуем и почему мы помогаем?

Потому что всегда остро чувствуем несправедливость, и это чувство вызывает наши протестные или просоциальные действия.

Наша с вами социальная психология ничем, по сути, не отличается. Мы все без исключения идентифицируем себя с определенной группой, сравниваем, оцениваем, ищем виновного. Только наши дальнейшие действия различаются, а как и почему – вы узнаете, послушав лекцию.

Пойдем мы на митинг протеста, будем бить на стадионе болельщиков команды-соперника, займемся благотворительностью и поможем больным, сирым и убогим – все это зависит от многих факторов, как личностных, так и общественных. И среди них один из главных – наша оценка собственной самоэффективности. А еще вера в свои силы, позитивный опыт, доверие к власти и ее институтам.

Итак, одни выходят на митинг, а другие ограничиваются «лайком» в «Фейсбуке» при общих политических, мировоззренческих позициях, при одинаковом понимании справедливости, потому что большинство обычно пассивно, а меньшинство активно. И еще потому, что мы инстинктивно выбираем меньшие трудозатраты. Проще «лайкнуть» или «перепостить» просьбу о помощи, чем идти куда-то и самому помогать. А так – и совесть чиста, и трудозатраты минимальные. И еще существует понятие выученной беспомощности, с проявлениями которой все мы сталкивались не раз: а зачем идти голосовать, все равно от меня ничего не зависит… зачем помогать больным детям, все равно эти деньги украдут… Такими делает нас именно недоверие к власти, ее несовершенство и наша низкая самоэффективность, отсутствие положительного опыта, неверие в свои силы.

Почему же мы помогаем? Из альтруистических побуждений или, как та обезьянка, с налетом эгоизма? Альтруизм – это чаще «для своих», которые из нашей группы. Помощь «чужим», незнакомым охотнее оказывают люди в бедных странах. Почему так? Что, бедные добрее богатых? Ответы – в лекции.

Протестные действия тоже, разумеется, бывают разными: нормативными, как марш или митинг, или ненормативными, как терроризм или драка на стадионе. Что вызывает у нас с вами ненормативные реакции – и об этом в лекции.

Слушайте аудиозапись, думайте, оценивайте себя и делайте выводы.Очень полезное занятие!

Может быть, кому-то лекция поможет в самоидентификации, в осознании правильности или неправильности собственных действий, кого-то подтолкнет творить добро, а кому-то укажет на недопустимость зла. Но всем точно будет интересно, ведь эта лекция – про всех нас.