Огурец и виноград
Представьте себе две стоящие рядом клетки с обезьянками. Обе обезьянки выполняют одинаковые действия и получают за это одинаковое вознаграждение – кусочек огурца. Вкусно, но ничего особенного. И вдруг одной из обезьянок экспериментатор дает в награду виноград! Возмущению второй обезьянки нет предела: она бурно протестует.
Еще пример. Одна из обезьянок сыта, ее только что вкусно накормили, а вторая сильно голодна. Рядом ставят стол с едой и протягивают веревки. Голодная обезьянка прекрасно понимает, что надо за эту веревку потянуть, чтобы стол подвинулся и еда приблизилась на расстояние вытянутой руки. Она тянет, но одна справиться не может. Просит сытую соседку помочь – и помощь приходит! Они тянут вместе, голодная наестся досыта, но… Сытая тоже заберет себе что-то в награду.
Оба примера взяты из лекции доцента кафедры организационной психологии факультета психологии НИУ ВШЭ, старшего научного сотрудника Лаборатории когнитивных исследований факультета психологии Елены Агадуллиной «Нас уже много, что дальше? Когда и почему люди совершают коллективные действия», прочитанной в Культурном центре ЗИЛ в рамках проекта «Университет, открытый городу».
Приведенные примеры, как и сама лекция, – не только о действиях приматов.
Почему мы протестуем и почему мы помогаем?
Потому что всегда остро чувствуем несправедливость, и это чувство вызывает наши протестные или просоциальные действия.
Наша с вами социальная психология ничем, по сути, не отличается. Мы все без исключения идентифицируем себя с определенной группой, сравниваем, оцениваем, ищем виновного. Только наши дальнейшие действия различаются, а как и почему – вы узнаете, послушав лекцию.
Пойдем мы на митинг протеста, будем бить на стадионе болельщиков команды-соперника, займемся благотворительностью и поможем больным, сирым и убогим – все это зависит от многих факторов, как личностных, так и общественных. И среди них один из главных – наша оценка собственной самоэффективности. А еще вера в свои силы, позитивный опыт, доверие к власти и ее институтам.
Итак, одни выходят на митинг, а другие ограничиваются «лайком» в «Фейсбуке» при общих политических, мировоззренческих позициях, при одинаковом понимании справедливости, потому что большинство обычно пассивно, а меньшинство активно. И еще потому, что мы инстинктивно выбираем меньшие трудозатраты. Проще «лайкнуть» или «перепостить» просьбу о помощи, чем идти куда-то и самому помогать. А так – и совесть чиста, и трудозатраты минимальные. И еще существует понятие выученной беспомощности, с проявлениями которой все мы сталкивались не раз: а зачем идти голосовать, все равно от меня ничего не зависит… зачем помогать больным детям, все равно эти деньги украдут… Такими делает нас именно недоверие к власти, ее несовершенство и наша низкая самоэффективность, отсутствие положительного опыта, неверие в свои силы.
Почему же мы помогаем? Из альтруистических побуждений или, как та обезьянка, с налетом эгоизма? Альтруизм – это чаще «для своих», которые из нашей группы. Помощь «чужим», незнакомым охотнее оказывают люди в бедных странах. Почему так? Что, бедные добрее богатых? Ответы – в лекции.
Протестные действия тоже, разумеется, бывают разными: нормативными, как марш или митинг, или ненормативными, как терроризм или драка на стадионе. Что вызывает у нас с вами ненормативные реакции – и об этом в лекции.
Слушайте аудиозапись, думайте, оценивайте себя и делайте выводы.Очень полезное занятие!
Может быть, кому-то лекция поможет в самоидентификации, в осознании правильности или неправильности собственных действий, кого-то подтолкнет творить добро, а кому-то укажет на недопустимость зла. Но всем точно будет интересно, ведь эта лекция – про всех нас.